2. Занятие по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте.
Программное содержание. Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5. Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).
Рекомендации для родителей: скачайте, распечатайте или срисуйте карточки для выполнения ребёнком задания.
Задание «Научи Буратино» На столе разложите геометрические фигуры (5 кубов, 5 цилиндров, 5 шаров).
Предложите ребёнку ответить на вопросы: Назвать и показать знакомые геометрические фигуры. (Кубы, цилиндры, шары.) Отсчитать 4 куба и проверить правильность выполнения задания (с помощью счета); Отсчитать столько же цилиндров и поставить их парами с кубами так, чтобы было видно, что фигур равное количество. Что можно сказать о количестве кубов и цилиндров? По сколько кубов и цилиндров? Как сделать так, чтобы кубов стало пять? Сколько стало кубов? Как ты получил число пять? (К четырем добавили один.) Сколько кубов? Сколько цилиндров? Пять кубов и четыре цилиндра – сравните, что больше? Четыре цилиндра и пять кубов – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять?
Правильность выполнения задания проверьте на основе счета.
Игровое упражнение «Сосчитай фигуры» (Карточка № 1)
Предложите ребёнку отсчитать четыре квадрата и расположить их на верхней полоске карточки. Отсчитать пять прямоугольников и расположить их на нижней полоске карточки.
Предложите ребёнку ответить на вопросы: Сколько квадратов? Сколько прямоугольников? (Пять прямоугольников и четыре квадрата) Сравните, что больше? Четыре квадрата и пять прямоугольников – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделай так, чтобы прямоугольников и квадратов стало поровну. Выполни задание любым способом и объясни свои действия.
Физкультминутка. Выполните движения в соответствии с текстом.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже —
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим.
Потянулись на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у нас!
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять
Хлопаем руками.
Игровое упражнение «Дорисуй недостающую фигуру».
Предложите ребёнку рассмотреть рисунки-таблички (Карточки № 2, 3), определить, каких фигур не хватает, дорисовать их и доказать правильность своих решений.
Предложить проверить себя с помощью чередования геометрических фигур и определения их количества (их должно быть по 3).